Формулы / Теория вероятностей и математическая статистика / Описательная статистика / Первичная обработка результатов измерений / 1 2 3 4 5 6 7
Первичная обработка результатов измерений
Результаты измерения, как правило, регистрируют сначала в произвольном, хаотичном порядке, или в алфавитном порядке (например, при проверке скорости чтения учащихся вызывают в том порядке, в каком они записаны в классном журнале), или в том порядке, в каком поступают результаты измерения (например, результаты проверки контрольных работ или результаты тестирования поступают в том порядке, в каком лежат контрольные тетради или талоны для тестирования). В такой форме полученные данные неудобны для анализа и выявления закономерностей. Первичная обработка статистических данных состоит в упорядочении данных (по возрастанию или убыванию), подсчете некоторых показателей, характеризующих эти значения, в группировании данных.
Пример. В нижеприведенной таблице представлены данные о скорости чтения учащихся 3-го класса, т. е. о количестве слов, которые ученик прочитывает за минуту.
№ ученика |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Скорость чтения |
53 |
49 |
90 |
27 |
64 |
58 |
34 |
53 |
85 |
72 |
30 |
90 |
45 |
34 |
25 |
№ ученика |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
Скорость чтения |
61 |
49 |
39 |
45 |
56 |
72 |
34 |
82 |
47 |
64 |
29 |
78 |
58 |
32 |
64 |
№ ученика |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
Скорость чтения |
110 |
35 |
78 |
29 |
65 |
42 |
38 |
83 |
57 |
71 |
68 |
49 |
82 |
37 |
57 |
№ ученика |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
51 |
52 |
53 |
54 |
55 |
56 |
57 |
58 |
59 |
60 |
Скорость чтения |
55 |
29 |
43 |
78 |
39 |
34 |
67 |
92 |
28 |
55 |
52 |
85 |
49 |
34 |
56 |
Первый шаг обработки этих данных - это упорядочение по возрастанию или убыванию скорости чтения. В данном случае это удобно сделать по убыванию. Далее, в таблице представлены те же 60 данных, но упорядоченные по убыванию от 110 до 27.
№ ученика |
31 |
53 |
3 |
12 |
9 |
57 |
38 |
23 |
43 |
27 |
Скорость чтения |
110 |
92 |
90 |
90 |
85 |
85 |
83 |
82 |
82 |
78 |
Ранг ученика |
1 |
2 |
3,5 |
3,5 |
5,5 |
5,5 |
7 |
8,5 |
8,5 |
11 |
№ ученика |
49 |
33 |
10 |
21 |
40 |
41 |
52 |
35 |
5 |
25 |
Скорость чтения |
78 |
78 |
72 |
72 |
71 |
68 |
67 |
65 |
64 |
64 |
Ранг ученика |
11 |
11 |
13,5 |
13,5 |
15 |
16 |
17 |
18 |
20 |
20 |
№ ученика |
30 |
16 |
6 |
28 |
39 |
45 |
20 |
60 |
55 |
46 |
Скорость чтения |
64 |
61 |
58 |
58 |
57 |
57 |
56 |
56 |
55 |
55 |
Ранг ученика |
20 |
22 |
23,5 |
23,5 |
25,5 |
25,5 |
27,5 |
27,5 |
28,5 |
28,5 |
№ ученика |
1 |
8 |
56 |
2 |
17 |
42 |
58 |
24 |
13 |
19 |
Скорость чтения |
53 |
53 |
52 |
49 |
49 |
49 |
49 |
47 |
45 |
45 |
Ранг ученика |
31,5 |
31,5 |
33 |
35,5 |
35,5 |
35,5 |
35,5 |
38 |
39,5 |
39,5 |
№ ученика |
48 |
36 |
18 |
50 |
37 |
44 |
32 |
7 |
14 |
22 |
Скорость чтения |
43 |
42 |
39 |
39 |
38 |
37 |
35 |
34 |
34 |
34 |
Ранг ученика |
41 |
42 |
43,5 |
43,5 |
45 |
46 |
47 |
50 |
50 |
50 |
№ ученика |
51 |
59 |
29 |
11 |
26 |
34 |
47 |
54 |
4 |
15 |
Скорость чтения |
34 |
34 |
32 |
30 |
29 |
29 |
29 |
28 |
27 |
25 |
Ранг ученика |
50 |
50 |
53 |
54 |
56 |
56 |
56 |
58 |
59 |
60 |
-1-2-3-4-5-6-7-
|
|